С каждым релизом CMS Joomla становится все дружественней к поисковым системам, но все равно она нуждается в дополнительной настройке, о которой я и расскажу в этой статье. Приведенные здесь советы одинаково актуальны для всех трех популярных на сегодняшний день версий Joomla (1.5, 2.5, 3.0).

Общие советы по оптимизации сайта на Joomla
Естественно, первым делом нужно переименовать файл «htaccess.txt» в «.htaccess» и включить встроенный SEF (ЧПУ) с перенаправлением URL в общих настройках сайта. Сторонние SEF-компоненты я не использую сам и вам не рекомендую. Во-первых, они создают дополнительную нагрузку, во-вторых, с ними могут возникнуть проблемы совместимости сторонних расширений, и наконец в-третьих, встроенный SEF в Joomla на сегодняшний день настолько хорош, что я не вижу причин для использования сторонних расширений.
Важно также наладить грамотную внутреннюю перелинковку страниц на сайте. Помимо элементов навигации (меню и «хлебные крошки») в этом также могут помочь дополнительные плагины и модули — система тегов, список похожих статей и т.п. Однако не увлекайтесь — та же система тегов может создать множество мусорных страниц и привести к негативному результату (понижение позиций, фильтры).
В качестве текста ссылок на страницы при перелинковке очень желательно использовать осмысленный текст, соответствующий содержанию страницы, на которую ведет ссылка. В том числе, можно улучшить внутреннюю систему навигации по страницам, и вместо безликого текста «Предыдущая» и «Следующая» можно использовать названия статей. Сделать это можно, например, при помощи плагина «Page Navigation With Titles», заменив им стандартный плагин навигации.
Оптимизация html-кода сайта на Joomla
Выявить дыры в поисковой оптимизации вашего сайта поможет расширение для Firefox под названием «Seo Doctor», который я настоятельно рекомендую к установке и использованию.

Наиболее часто встречающиеся проблемы на Joomla-сайтах:
- Все страницы имеют одинаковое или похожее значение тега «title». Тег «title» — первый по значимости на странице для поисковых систем, и позиции страниц в выдаче во многом зависят именно от него. Уделите должное внимание тому, чтобы каждая страница на сайте имела уникальный тег «title». Впрочем, в новых версиях Joomla эта проблема уже не так актуальна.
- Неадекватная простановка тегов заголовков. Нормальный порядок вещей — это когда на каждой странице присутствует один тег «h1» и несколько тегов «h2». На Joomla-сайтах же, как правило, ключевой заголовок на странице (название раздела или статьи) обрамлен тегом «h2», а тег «h1» отсутствует вообще. Эту оплошность легко исправить, заменив в нужных местах «h2» на «h1» в соответствующих файлах шаблона (находятся в папке шаблона, в подкаталоге «html/com_content»). Плюс для каждого пункта меню обязательно в настройках (в параметрах отображения страницы) активируйте пункт «Показывать заголовок страницы».
Несмотря на свою незаметность, это очень важный аспект, уделите ему достаточное внимание. «h1» — следующий по важности тег после «title». Правильная простановка тегов заголовков на странице может существенно повысить позиции страниц вашего сайта в поисковиках. - Если в настройках сайта задано отображение заголовков статей в виде ссылок, то ссылкой обрамляются не только заголовки в списке статей (в режиме блога), но и заголовок непосредственно на странице самой статьи. И если в первом случае это имеет смысл, то во втором это не только странно, но и может повредить поисковой оптимизации. Исправляется в тех же файлах шаблона (убирается обрамление тегом «a» в соответствующем месте).
- Отсутствие на страницах мета-тега «description». Этот параметр не оказывает существенного влияния на позиции в выдаче, однако он используется поисковиками при создании сниппетов на странице выдаче, поэтому рекомендуется к заполнению. Прописать тег «description» можно в параметрах каждого пункта меню и каждой статьи на сайте. Хорошая привычка — заполнять его сразу же при создании новой статьи.
Плюс не помешает там же прописать в теге «keywords» ключевые слова для страницы. На результаты выдачи он также уже давно не влияет, но это может пригодиться вам позже при использовании плагинов и модулей, реализующих систему тегов или показ похожих статей, и использующих прописанные в этом теге слова. - Имеются картинки без alt-тегов. Для исправления добавьте alt-теги к недостающим картинкам. Например, если логотип сайта не имеет alt-тега, пропишите туда что-то созвучное с тайтлом главной страницы.
- Большое время загрузки страницы. С некоторых пор этот параметр влияет не только на удобство пользователя, но и на результаты выдачи поисковиков. Поэтому постарайтесь, чтобы время загрузки страницы не превышало 10 секунд. Обилие сторонних рекламных блоков, социальные кнопочки, флеш и прочая мультимедиа — все это очень сильно утяжеляет страницу и увеличивает время ее загрузки, так что не увлекайтесь.
Избавляемся от дублей страниц в Joomla
Вот с чем в Joomla действительно плохо — так это с дубликатами страниц, и встроенный SEF только усугубляет ситуацию. Одна и та же страница может иметь несколько URL-адресов, и это совсем не хорошо. Пользователь сайта этого может и не заметить, а вот поисковики заметят, и посчитают эти страницы разными.
Результаты могут быть самыми плачевными — от понижения позиций в выдаче до наложения фильтров. Так, Яндекс накладывает на сайты с большим количеством дублирующихся страниц фильтр АГС. В результате в индексе поисковика остается как правило не больше десятка страниц, а поисковый трафик стремится к нулю. Плюс ко всему выйти из-под АГС — задача нетривиальная, и часто занимает немало времени (сам имею подобный негативный опыт). Короче говоря, таких ситуаций лучше не допускать.
Совсем избавиться от дублей в Joomla не так уж просто. Но к счастью, большинство дублирующихся страниц можно закрыть от индексации при помощи файла robots.txt в корне сайта, а этого в большинстве случаев вполне достаточно. Подробности синтаксиса этого файла вы можете почитать, например, на сайте robotstxt.org, однако в большинстве случаев знать весь синтаксис необязательно. Правильность файла robots.txt вашего сайта легко проверить в специальном сервисе Гугла. Там вы сможете ввести список страниц своего сайта и узнать, какие из указанных страниц реально запрещены к индексации.
Рассмотрим директивы файла robots.txt применительно к закрытию дублей страниц в Joomla. Обращаю ваше внимание, что рассмотренные ниже директивы актуальны в первую очередь для сайта с включенным встроенным SEF (ЧПУ).
Вот фрагмент файла robots.txt для этого блога (update: был актуален в те времена, когда сайт работал на Joomla, а не на WordPress, как сейчас). Привожу только те строки, которые не входят стандартный файл, идущий с Joomla:
User-agent: * ... Disallow: /component/ Disallow: /index.php? Disallow: *format= Disallow: *print= Disallow: *utm_source=feedburner Disallow: *showall=&limitstart= Disallow: *showall=1&limitstart=
Disallow: /component/
— эта директива запрещает индексацию результатов поиска по сайту и прочих ненужных страниц. Однако при использовании сторонних компонентов часть подобных URL-ов возможно нужно будет открыть для индексации, в этом случае может потребоваться более тонкая настройка.Disallow: /index.php?
— запрещается индексация дублей, возникающих при пагинации на главной странице (например, «/index.php?start=10» попадает в выдачу, при этом дублируя «/?start=10»).Disallow: *format=
— запрещается индексация RSS-ленты сайта.Disallow: *print=
— запрещается индексация страниц, предназначенных для печати.Disallow: *utm_source=feedburner
— запрещается индексация мусорных URL-ов, которые могут попасть в выдачу при использовании Feedburner.Disallow: *showall=&limitstart=
— запрещается индексация первой страницы из содержания при разбивке статьи на несколько страниц (первая страница отображает тот же контекст, что и по основному адресу статьи, но имеет другой URL).Disallow: *showall=1&limitstart=
— запрещается индексация полного вывода статьи (пункт содержания «Все страницы») при разбивке статьи на несколько страниц.
Возможно, в вашем случае понадобится добавить еще какие-то директивы, но для меня этого оказалось достаточно. В любом случае, время от времени анализируйте поисковую выдачу на предмет дубликатов.
Хотите что-то добавить или обсудить? Добро пожаловать в комментарии.
Оставить комментарий